ПРАВОСЛАВНАЯ КОПИЛКА - 3. Великий пост, Страстная неделя, Радоница и день Жен-миронониц и др...
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

3. Великий пост, Страстная неделя, Радоница и день Жен-миронониц и др...

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

— Масленица – Сырная неделя.

— Великий пост – весна для души.

— Постимся постом приятным.

— «Пост с молитвой сердце отогреет» . . .

— Великий пост

— Приближается Страстная неделя.

— 28 апреля – вход Господень в Иерусалим. 

— 24 апреля – Радоница, православное поминовение усопших.

— 14 мая – Радоница.

— 29 апреля – Радоница. Пасхальное поминовение усопших.

— 29 апреля память святых жен-мироносиц. Православный женский день.

 

* * *

К 2015 г:

Масленица – Сырная неделя.

   Об этом празднике знают все. Но если задать конкретный вопрос: что такое Масленица? – ответы прозвучат разные. Для кого-то она связана с весельем и массовыми гуляниями, кто-то видит в ней подготовку к Великому посту. Ну, а кому-то вспомнится известный мультик Роберта Саакянца «Ишь, ты, Масленица». Масленица - праздник, известный на Руси до принятия Христианства и уходящий корнями в праславянские времена. На Масленицу проводился рубеж, до которого в мире господствовал  холод, а после – окончательно приходило тепло. Все вновь возвращалось на круги своя, и это возвращение жизни было главным предметом празднования.

   Земля воскресала, впитывала последний зимний снег, наливалась соками. И теперь люди должны были ей помочь. Обряды Масленицы были призваны освятить землю, наполнить ее силами, чтобы она дала обильный урожай. Для крестьян, которые составляли основу древнерусского общества, урожай был главной ценностью, поэтому неудивительно, что масленичным церемониям уделялось особое внимание.

   Церковь сохранила славянское наследие и наполнила его духовным смыслом. Почему? Ответ очень прост – христианство, пожалуй, самая толерантная религия на Земле. Возможно, это звучит странно на фоне частых заявлений со стороны о нетерпимости христиан, но это так. Христианство – религия преображения, которая все, что с ней соприкасается, не стирает, а очищает от греховной грязи и переосмысливает в ключе Евангелия.

   Со временем, Масленица лишилась прежнего значения и превратилась в период отдыха и веселья, её празднование переместилось за неделю до Великого поста. В церковном календаре она называется Сырная Седмица. В православной церкви её смысл — подготовка к Великому посту: примирение с ближними, прощение обид, общение с родными, друзьями.

   В нынешнем 2015 году Сырная неделя продлится с 16 по 22 февраля. В эту неделю среда и пятница не постные, но уже нельзя есть мясо. По старому русскому обычаю, в это время пекутся блины.

   Можно ли участвовать христианам в массовых гуляниях? Масленица – праздник радостный, и если он будет проведен в духе любви и добра, то нет ничего плохого, когда человек веселится на снежной горке, катке, в гостях или дома. Очень важно, чтобы праздник объединял, а не разъединял. Чтобы он был сопряжен и с посещением страждущих, и с дарением тепла тем, кто его недополучает.

   На Сырной неделе мы должны подумать, как нам принести искреннее покаяние в дни Великого Поста, чтобы радоваться вечной радостью.

Приход прп. Серафима Саровского.

* * *

К 2012 г:

     ВЕЛИКИЙ ПОСТ – ВЕСНА ДЛЯ ДУШИ    

     «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.» (Мф. 3,2) Призывая человека к блаженной райской жизни, Церковь говорит об исправлении его греховной жизни. Но каждый может заметить, что не так просто справиться даже с маленькими страстями, например, перестать гневаться. Поэтому Святая Церковь предлагает различные средства для врачевания и исцеления этих плохих привычек.

     Одним из таких средств является пост, когда человек воздерживается от пищи животного происхождения, а также от пустого времяпрепровождения, земной суеты и, посвящает себя духовному восхождению к Богу.

     С медицинской точки зрения отказ на продолжительное время от «не постных» продуктов — мясо, рыбы, яиц и молочных продуктов — не так вреден, а даже полезен организму. Это помогает наладить обмен веществ и улучшить кровообращение. Растительная пища богата клетчаткой, что помогает выводить из организма токсины, шлаки и радионуклиды. А углеводы, которые также содержаться в растительной пище, намного легче и быстрее усваиваются. Тем самым затрачивая меньше энергии на переваривание пищи, человек выглядит лучше, здоровее, легче дышит и двигается.

     Для постов отводятся в году определенные дни и периоды времени.

     Великий пост начинается за семь недель до Пасхи. Это важнейший из многодневных постов, который готовит христиан к встрече праздника Воскресения Христова.

     В связи с тем, что Пасха может выпадать на разные числа календаря, Великий пост также каждый год начинается в разные дни. В 2012 году он начнется 27 февраля и продолжится до 14 апреля.

     Этот пост установлен в подражание Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней (Лк. 4, 14).

     Неделя накануне поста называется "мясопустною", или "сырною", а по народному - "масленица", которая соответствует райской жизни человека до грехопадения, когда мяса люди ещё не ели и жили в радостном единстве с Богом. Поэтому на этой неделе не принято есть мясо. По старому русскому обычаю, на масленицу пекутся блины. В последний день Масленицы, в воскресение перед Великим постом Церковь в своих службах вспоминает изгнание людей из рая: (Быт 3, 1-24) отступив от Бога, люди сами лишили себя радости. Перед постом необходимо примириться с людьми и Богом. В это воскресенье читается Евангелие (Мф. 6, 14-21), где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного; о посте и о собирании Небесных сокровищ. Христиане просят в этот день друг у друга прощения за причиненные обиды и стремятся со всеми примириться. Поэтому воскресенье это принято называть "Прощёным".

     В постование нужно входить постепенно, и каждый человек должен сам определить, сколько ему требуется в сутки пищи и питья. Пожилые, больные люди, дети, беременные и кормящие женщины могут освобождаться от строгого поста. Пост должен быть не только телесным, но и духовным. Это время особенного покаяния (от греч. изменение, исправление) и усиленной молитвы. Без них пост становится всего лишь диетой.

     Истинный пост есть устранение от злых дел. Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих, будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния.

     Пост, или говение — это время покаяния, раздумий и усердных молитв, отказа не только от определенной пищи, но от всех вредных привычек и увеселений.

     На Руси свято чтили Великий пост. В эти дни смолкали все песни, готовился постный стол. Жизнь во время Великого поста кардинально менялась: закрывались театры, бани, игры, прекращалась торговля мясом.

     Для многих людей Великий пост вовсе не трудное испытание, это время когда можно отстраниться от мирской суеты, подготовиться к встрече с Богом, побыть с Христом в тишине своей души, возможность подготовиться к вечному. Это удивительное время, которое называют весной духовной.

     От всей души желаем эти дни почувствовать радость поста и внутреннего преображения души для встречи Светлой Пасхи Христовой!    

Священник Владимир Долгов

 

* * *

К 2013 г.:

ПОСТИМСЯ ПОСТОМ ПРИЯТНЫМ    

     Приближается время Великого Поста. В 2013 году он начнется 18 марта и продолжится до 4 мая. Пост для христианина - это прежде всего радость покаяния, духовного роста и обновления души,счастья общения с Господом. Великим Постом мы готовимся к встрече Светлой Пасхи Христовой !

     «Постимся постом приятным, благоугодным Господу: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, неглаголания лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть и благоприятный», - поется в церковной стихире. Внимательно всматриваясь в духовную жизнь, становится заметно, что над нами господствуют разного рода страсти. Они никому не приносят радости. Например, одержимый завистью не находит себе покоя, когда кто-то благоденствует, сребролюбивый находится в постоянной тревоге и беспокойстве о своем имуществе, одержимый гневом — тоже от этого получает одни страдания. Потому что всё это ненормально, противоестественно, и является ничем иным, как проявлением болезней души. Человек, имеющий в себе страсти, является их пленником, и через это лишается благодати Божией.

     Те, кто пробовал бороться со страстями, ясно понимают, насколько это тяжело. Человеку одному не справиться, и Церковь предлагает нам различные средства, одним из которых является пост. В дни великого поста в храмах усугубляются богослужения, человек воздерживается от скоромной пищи, лишних удовольствий, пустого времяпрепровождения, земной суеты и через это его душа постепенно очищается и наполняется благодатью. Тем, кто, идет этим путем, Господь дает почувствовать необыкновенную внутреннюю радость и лёгкость. Душа «выздоравливает» - приходит в естественное состояние, обретает свободу от уз страстей и греха. Утраченная через грехи связь с Богом восстанавливается. И такой человек уже на земле предвкушает радость Царствия Небесного. Вот почему христиане так любят пост!

     С каким же злом надлежит нам прежде всего бороться? Вышеприведенная стихира указывает, что истинный пост состоит, в первую очередь, в «воздержании языка». В самом деле, наблюдая повседневную жизнь, мы не можем не убедиться, что больше всего зла в жизни происходит от празднословия. В нынешнее время слова так часто расточаются на ветер и приводят к совершенно неожиданным последствиям, меняя иногда всю обстановку жизни, что страшно становится. Празднословие само по себе уже есть великое зло, почему и сказано Самим Господом: «всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово (то есть дадут они ответ) в день судный» (Мф 12, 36). Вся жизнь человечества преобразилась бы к лучшему, если бы все люди сознали эту великую истину и перестали бы легкомысленно бросать на ветер слова, предпочитая молчание.

     Очень важно в дни поста воздержание от развлечений и удовольствий. Телевизор и все то, что является явным соблазном, должно в принципе исчезнуть из нашей жизни. Великий пост - это удивительная возможность для каждого из нас, для каждого члена Церкви, вырваться из мертвящей суеты, из беготни, болтовни, вечной погони за земными ценностями. Когда человек находится в рабстве этой добровольной суеты, в рабстве у духа времени, тогда ему часто кажется (потому что он живет без молитвы, без благодати), что Бог где-то далеко, и что весь мир как бы соткан из холодных льдинок равнодушия и скуки. Но стоит только заставить себя хотя бы на минуту остановиться, оторваться, задуматься, взмолиться, поднять свое сердце к Богу, то тогда человек сразу поймет, что Бог, Его любовь и Вечность - все удивительно близко!

     И поэтому тем, у кого есть какие-то болезни, не надо во что бы то ни стало строго воздерживаться от скоромной пищи и думать, что, нарушая это, они "страшно грешат". Нам надо понять, что само по себе воздержание в пище не приближает нас к Богу и не удаляет от Него. Святые древние отцы-пустынники, говорят нам, что, во-первых, неумеренный пост вреднее несоблюдения поста; во-вторых, тот, кто болен такою болезнью, которая совершенно ясно разрушает его здоровье, должен понять, что эта болезнь и есть его пост. Скорбь телесная, которую человек терпит со смирением благодарностью ко Господу - выше поста. Поэтому здесь всё строго индивидуально, и каждый для себя должен эти границы установить. В некоторых случаях есть благословение церковных канонов Церкви на ослабление поста: не на отмену, но так, чтобы считаться со своим здоровьем и со своими силами.

     Великий пост это внутренняя сосредоточенность отказ от нелюбви, отказ от осуждения, от вражды, злобы, скуки, отказ от равнодушия, и других страстей, поселившихся в наших сердцах. Пост - это то зеркало, в котором каждый из нас должен с помощью воздержания и покаяния увидеть свои притаившиеся страсти. Это очень нелегкий путь, но цель этого пути удивительна, красива, глубока и очень вдохновенна. Эта цель – святая Пасха Христова.

Священник Владимир Долгов

 

* * * 

2015 г:

«Пост с молитвой сердце отогреет» . . .

   Наша жизнь загружена и быстротечна. Стоит нам забеспокоиться о душе, как лукавый помысел успокаивает нас: «Да, надо сходить в церковь, изменить, исправить казалось бы привычную жизнь. И ты обязательно это сделаешь, но только не сейчас, а потом, потом…».

   И часто из этого ложного успокоения нас выводит лишь какое-то серьезное испытание — болезнь, скорбь, к которым мы оказываемся не готовы. А для кого-то таким пробуждением становится смерть…

   Великий пост — это пора, когда мы можем духовно возродиться, вспомнить о вечной жизни души. Это время, когда мы можем заставить себя остановиться, прервать бесконечный, ежедневный бег, вглядеться в свое собственное сердце, понять, насколько далеки мы от Бога, от того идеала, к которому Он зовет нас… Дорогие братья и сестры, Великий пост - это не мрачный, а радостный период нашей жизни, весна для души. Природа освобождается от снега и холода, расцветает. И душа наша должна цвести постом. В 2015 году он начнется 23 февраля и продолжится до 11 апреля.

   Что должно стать главным в дни поста? Непосильных зароков брать не нужно.

   Предложить можно соблюдение следующих порядков: посещение богослужений, чтение молитв, ограничение в мясной и молочной пище, исключение сладостей, ограничение просмотра телевизора и интернета, чтение православной литературы, оказание внимания ближним. Все это и послужит помощью в приобретении плодов поста – освобождении от вредных привычек, искоренении ненависти, вражды, зависти.

   Внимательно нужно отнестись к первой седмице. Она, как камертон, задает тон всему посту. Так, начиная долгий заплыв или забег, необходимо правильно взять дыхание. Тогда нетрудно будет пройти всю дистанцию.

   «Пост с молитвой сердце отогреет» - поется в песне иеромонаха Романа Матюшина. Зябко нам в современном холодном мире, грустно и одиноко в нем. А в храме на службе мы отогреваемся.

   Дай Господь, чтобы грядущий пост был благоприятен для нас, помог заглянуть в глубь себя, стать лучше, справиться с нашими грехами. Будем поститься «постом приятным»!

Приход прп. Серафима Саровского

 

* * *

2015 г.:

Великий пост

   Великий Пост – особое время духовной и телесной работы христианина, весна для души. Это подготовка верующих к празднованию Светлого Христова Воскресения. В 2015 году он начнется 23 февраля и продолжится до 11 апреля.

   Очень важно постясь телесно, поститься и духовно. Соединять пост внешний с постом внутренним, руководствуясь целомудрием и смирением. Очищать тело воздержанием, а душу покаянной молитвой для обретения добродетелей и любви к ближним. Вот это и будет истинный пост, приятный Богу, а значит, и для нас спасительный.

   Нужно соизмерять свои силы и не поститься излишне усердно или, наоборот, совсем нестрого. В первом случае исполнение правил, которые нам не по силам, может принести вред и телу, и душе, во втором случае мы не достигнем нужного телесного и духовного напряжения. Каждому из нас следует определить свои возможности и возложить на себя посильное телесное воздержание, обращая главное внимание на очищение своей души.

   Цель Поста заключается в том, чтобы "смягчить" наше сердце так, чтобы оно могло воспринять духовные реальности, ощутить общение с Богом. Это время наполнено призывом к перемене жизни человека, к внутреннему сосредоточению, осознанию своих грехов, пробуждению к покаянию.

   Господь да поможет нам встретить и провести пост с радостью о Христе Воскресшем.

 

Приход прп. Серафима Саровского.

 

* * *

    2013 г.:

     Приближается Страстная неделя.

     28 апреля - вход Господень в Иерусалим.    

     Предшествующее Пасхе воскресенье, называют вербным. В этот день Церковь вспоминает важнейшее Евангельское событие – вход Спасителя в Иерусалим. Приходя в храм освящать вербы для своих жилищ, дорогие братья и сестры, помните о сути праздника: Церковь деятельно живет в ожидании Второго пришествия Христова, стараясь спасти каждую человеческую душу.

     Приближаются дни Страстной седмицы, в которые вспоминается время, когда Господь наш Иисус Христос был распят на кресте, принеся Себя в жертву ради нашего освобождения от греха и смерти.    

     Во время земной жизни Иисуса Христа Иудейское государство было под игом Римской империи. Иудеи ожидали от пришедшего Мессии-Христа земных благ. Им хотелось, чтобы Он встал во главе восстания против римлян и восстановил Израильское царство. Но Христос проповедовал Царство «не от мира сего» - не земное, а небесное. Иудеи были уверенны в своей праведности, а Он обличал их в самых тяжких грехах. Из-за господствующих страстей, таких как гордыня, властолюбие, ненависть и зависть, иудеи не смогли вынести эти обличения и принять Христа.

     Менее чем за неделю до предстоящего распятия, Спаситель входит в Иерусалим - центр Иудейского государства. Иисус, сев на осла, въехал в город через Золотые ворота, входить в которые не дозволялось даже пешком, потому, что они с самого начала предназначались для единственного Гостя. Подобный шаг был равносилен провозглашению себя Мессией. Жители города восприняли это именно так и радостно стелили под ноги Иисусу пальмовые ветви. В этом торжестве народа, в этих криках, в этом шуме только Христос знал, что все в Нем ошибаются, включая даже учеников. Все думают о земном, а не о небесном. И придет момент, когда разочарованные в Нем обратятся против Него с гневом, с яростью, с неблагодарностью, потому что Он обманул их надежду... В этом смысле это страшный праздник, потому что в середине этого праздника Спаситель Христос — один; приветствуют не Его, приветствуют воображаемого политического вождя.

     Войдя в знаменитый иерусалимский храм, Иисус, вопреки народным ожиданиям, вовсе не провозгласил священной войны против римлян, а изгнал из Храма торговцев, обвинил собравшихся в попрании веры, предсказал разрушение храма и ушел прочь из города. Те, кто стлал пальмы под ноги Спасителя, становятся все больше не довольны Им, и через несколько дней будут кричать: «Распни Его!».

     И вот, последняя трапеза Христа с учениками - Тайная Вечеря. Знаменательна она тем, что во время её было установлено главное Таинство христианской веры — Евхаристия, святое Причастие. Иисус напомнил ученикам, что туда, куда вскоре последует Он, они не смогут идти. Пётр возражал учителю, что «душу свою положит за Него». Однако Христос предсказал, что тот отречётся от него до того, как пропоёт петух.

     Когда Христос говорит о том, что придет волк и рассеет овец, что все Его скоро оставят, Петр отвечает: “Если и все Тебя оставят, я не оставлю Тебя!” И что? Через несколько часов он не только заснет во время страшной Гефсиманской ночи, но позже отречется от Христа, чтобы спасти себя от возможной опасности, со страху. Другие ученики тоже чувствуют, что они за Христа и на плаху пойдут, — но все Его оставят... Легко нам дивиться этому, но не то же ли самое мы делаем постоянно: нам стыдно сказать, что мы православные, нам стыдно поступать наперекор течению, нам боязно.

     Ученики уходят вместе со Христом в Гефсиманский сад. Ночь, холод; троих — Петра, Иакова и Иоанна — Спаситель берет с Собой, чтобы они были при Нем, хоть на расстоянии броска камня. Христос уходит и стоит перед лицом смерти, крестной смерти. А ученикам холодно, настала ночь; и тоска их гложет, и все трое засыпают. А в это время Христос молится: “Господи, чтобы прошла эта чаша!”.

     И Он встает и идет к Своим ученикам в надежде, что встретит человеческий взор, что коснется Его человеческая рука, Он не один, — а они спят. Их тоска оказалась сильнее сострадания, любви, всего, что их связывало со Христом. Он снова молится. На этот раз Он сделал шаг к победе; теперь Он говорит: “Если Мне надо ее пить — пусть будет так”. И на этом Он истощил все Свои человеческие силы. И Он идет за помощью. А ученики спят, у них нет для Него ни взора, ни слова, ни прикосновения руки — ничего нет. И третий раз Он молится: “Да будет воля Твоя!”. И тогда все совершено. Он возвращается к ученикам, и теперь Он их может разбудить — никто не помог.

     Бывают моменты, когда и нам кажется, что мы если и не перед лицом смерти, то перед лицом какого-то решающего события, и так бы хотелось услышать хоть одно слово, чтобы хоть кто-нибудь взглянул, кто-нибудь прикоснулся к руке, но мы чувствуем, что мы одни и надо все сделать без помощи. И еще — что мы не можем этого сделать враз никакими силами, но мы можем бороться; Гефсиманское борение — для нас пример того, что с нами может быть. Если мы не можем сказать: “Да будет воля Твоя”, — мы можем сказать: “Господи, Господи, пронеси эту чашу мимо меня, если только можно”.

     А когда все уже совершено, Он им говорит: Теперь вставайте; тот, кто Меня предает, уже приближается. И вот предатель приходит с толпой, целует Его. В то время, когда вы хотели обличить человека в преступлении, вы должны были возложить свои руки ему на голову и провозгласить свое обличение. Но если ваше обличение оказалось ложным, вы сами подвергались тому наказанию, которому подвергся бы тот человек, будь ваше показание верным. Иуда не захотел подвергнуться этому риску; он Его поцеловал, чтобы дать знак людям. И как Христос на это отзывается? Как называет его Спаситель? — “Друг!” Он от него не отвернулся, Он принял на Себя и предательство. И этим Он все победил. Победить ненависть других, победить оставленность, победить трусость друзей трудно, но можно. Но посмотреть в глаза человеку, который вас предает, и сказать: “Ты мне остаешься другом, я тебя люблю, как всегда, всей жизнью, всей смертью”, — это подлинная, последняя победа...

     Как мы умеем отнестись к вражде, которая вдруг нас побеждает, и к предательству? Пока мы в себе не победили самую способность ненавидеть врага, мы еще не Христовы до конца.

     И дальше ведут Христа к Каиафе. За Ним издали идут два ученика. И тут трижды Петр отрекается от Спасителя. Петр, вышедши со двора, встретил взгляд Христа и заплакал. Если бы нам было дано в моменты такой подлой трусости обернуться и посмотреть в глаза человеку, от которого мы отреклись, может быть, мы бы тоже заплакали? Но мы закрываем глаза, отворачиваемся — только бы не встретить этого взора! Поэтому и покаяние в нас не рождается …

     Иудейские первосвященники, осудив на Синедрионе Иисуса Христа на смерть, не могли сами привести приговор в исполнение без утверждения римским наместником. Иисус был передан римскому прокуратору Иудеи Понтию Пилату. Пилат, не найдя в Иисусе вины, склонился к тому, чтобы отпустить его.

     Но первосвященники и фарисеи видят в Нем врага своей веры, политическую опасность: из-за Него римляне могут поработить всю страну; не только ее оккупировать, но всецело присвоить. Этому нельзя дать случиться, лучше одному человеку умереть, чем всему народу погибнуть!.. Так и мы рассуждаем часто: лучше, чтоб одному человеку был позор, чтобы он все потерял, лишь бы только другие были безопасны... Ирод и Пилат: у них была власть спасти Христа; один был циником, ему все равно было, жив или нет невинный человек; а другой боялся за свою карьеру, за свою судьбу: стоит ли потерять все, что таким трудом нажито, для того, чтобы спасти какого-то человека? “Если ты отпустишь Иисуса, Который Себя называет Царем Израиля, ты не друг Кесаря!” — о нет! На это он не пойдет!.. Но и с нами бывает подобное, и с нами бывает, что мы боимся потерять то, что наше, ради спасения другого человека...

     Воины пригвождают Его ко кресту. А дальше — скучное ожидание: неужели так долго умирать Ему?.. Играют, разговаривают... Это очень трагично; но разве не бывает так же, жутко, ужасно, когда в одной комнате, в той же квартире умирает человек, а родные, друзья сидят в кухне или другой комнате, пьют чай, разговаривают, шутят, — нельзя же все время быть такими напряженными. А человек умирает в одиночестве. Умирать — его дело, а мы минутами поддержим; а пока — ну, силы собрать; мы же живы!.. Разве это не так?

     И вот крест стоит; направо, налево — два разбойника. Один, видя, что и Праведного убивают, отрицает человеческий суд, человеческое право судить даже и разбойника; другой, видя, что и Праведник погибает от человеческой неправды, принимает свою смерть как должное... Как мы относимся к тому, что с нами бывает порой мучительное, горькое, страшное? Не говорим ли мы Богу, что это несправедливо, что этого не должно бы быть? Понимаем ли мы, что если это с Ним было, то нам нечего говорить о себе?..

     А вокруг пестрая толпа: враги, которые радуются и смеются над Ним, и та толпа, которая там собралась. Однstrongstrongи мечтают о том, чтобы Христос сошел со креstrongста, и тогда они смогут Ему поверить. А другие мечтают, чтобы Христос не сошел со креста, потому что если Он не сойдет, то можно успокоиться; встревоженная Его учением, Его словом душа может спокойно вернуться к земле, приземлиться. И все ждут смерти Христовой.

     Где мы стоим в этой толпе? В той толпе, которая встречает Христа при входе Его в Иерусалим, в той толпе, которая за Ним движется в Гефсиманский сад, во двор архиереев, во дворец Ирода, в судилище Пилата и, наконец, на Голгофу? Вот передо мной разверзаются величественные, спасительные Божии дела — где же я? Относятся ли они ко мне, или я остаюсь чуждым тому, что происходит?»

     Вот вопрос, который мы должны себе ставить, неся вербы в храм в этот день.    

     Материал подготовлен по книге митрополита Сурожского Антония «Пути жизни христианской».    

    

* * *

К 2012 г.:

24 апреля – РАДОНИЦА, православное поминовение усопших    

     Во вторник второй недели после Пасхи, Православная Церковь установила день поминовения усопших, который называется Радоницей. Этот день установлpstrongnbsp; Где мы стоим в этой толпе? В той толпе, которая встречает Христа прtext-align: justify;rdquo;.nbsp;и входе Его в Иерусалим, в той толпе, которая за Ним движется в Гефсиманский сад, во двор архиереев, во дворец Ирода, в судилище Пилата и, наконец, на Голгофу? Вот передо мной разверзаются величественные, спасительные Божии дела ен специально для того, чтобы каждый верующий во Христа человек мог порадоваться о Воскресшем Спасителе вместе со своими почившими близкими и родными. На Радоницу в храмах проходят службы об усопших - панихиды. Поминовение совершается также и на кладбищах, куда верующие вместе с молитвой приносят близким усопшим и всем православным христианам радостную весть о Воскресении Христовом. Радоница как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную.

     Нельзя превращать могильную плиту в большой стол с яствами и песнями. Изначально поминальная трапеза — это милостыня, которая раздавалась нуждающимся. Часто люди на могилку льют водку, мотивируя тем, что покойный любил выпить. Но об этом плакать надо, мы же не знаем, какая у него загробная участь, может он тяжко страдает от того, что он пил эту самую водку, может он уже там пожалел триста раз, что это совершал, а мы ему еще раз напоминаем о том, ведь в загробном мире неверующих нет. Ни в коем случае не берите с собой спиртное на кладбище, не превращайте это в увеселительное мероприятие, святотатство.

     Когда вы приходите после храма на кладбище, осеняйте себя крестным знаменем, читайте краткую молитву, например «Христос Воскрес из мертвых, смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», таким образом свидетельствуя, что и тем кто лежит в гробу Господь дарует жизнь. Можно прочитать несколько заупокойных молитв, к примеру «Упокой Господи души усопших, рабов твоих...» и перечислите их имена. Можете вспомнить все доброе, что связывает вас с покойным.

     Радоница – это светлый День Памяти и Поминовения. Когда мы говорим о поминовении усопших, то речь идет о проявлениях человеком неких религиозных чувств, дум о мире ином. Ведь вера в загробную жизнь - один из признаков веры человека. Если вы хотите на Радоницу не просто выехать на «кладбищенский пикник», а действительно помянуть предков, пусть это будет именно духовное поминание, выраженное в молитве и милостыни.

 

* * *

К 2013 г:

14 мая – РАДОНИЦА    

     В этот день радость о Воскресении Христовом возвещается усопшим. На Радоницу в храмах служатся панихиды, все спешат на погост почтить ушедших в мир иной родных и близких.

     Когда вы придете на кладбище, осените себя крестным знамением, прочитайте молитву «Христос Воскрес из мертвых, смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», таким обраptext-align: justify;nbsp; зnbsp; line-height: 1.6em;ом свидетельствуя, что и тем, кто лежит в гробу Господь дарует жизнь. Затем прочитать заупокойную молитву: «Упокой, Господи, души усопших раб твоих (имена), и прости им вся согрешения волspan style=ьная и невольная, и даруй им Царство Небесное. Аминь.».

     Нельзя не скорбеть, когда, умирая, оставляют нас те, которых любим. Смерть и есть именно та реальность, которая пробуждает в человеке сознание различия между миром земным и небесным, вдохновляет на жизнь, исполненную покаяния и очищения, пока есть еще у человека драгоценное время.

     По вере, молитве и милостыне за усопших, даст Господь облегчение и отраду тем, кого мы поминаем в эти светлые пасхальные дни.    

Священник Владимир Долгов

 

* * *

К 2014 г:

29 апреля – РАДОНИЦА.

Пасхальное поминовение усопших.

    Название «Радоница» происходит от слова «радость». На Радоницу, молясь за умерших, мы делимся с ними пасхальной радостью о воскресшем Христе-Спасителе, даровавшем нам всем вечную жизнь.

    С сошествием Христа в ад, ада нигде нет, нет смерти, нет умерших, и так называемым усопшим мы говорим так же, как и живым: «Христос Воскресе!» Если бы мы имели особый слух, не тот, которым различаем земные звуки, а духовный, мы бы услышали: «Воистину Воскресе Христос !». И их «Воистину Воскресе !» прозвучало бы более уверенно, чем наше. Потому что они знают больше, чем мы.

    На могилки усопших приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства. Совершается поминальная трапеза, и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который "не есть Бог мертвых, но живых" (Мф 22, 32).

    С точки зрения грядущего воскресения мертвых, кладбище есть место будущего восстания усопших. Слово «кладбище» произошло от слова «класть». Там положены скошенные смертью люди для того, чтобы Бог поднял их в последний День. Именно ожидание воскресения делает кладбище в наших глазах местом временного упокоения усопших и требует к себе благоговейного отношения. На клабище успокаивается и умнеет душа, приходят в порядок разбегающиеся и непослушные мысли, это место молитвы и духовных размышлений.

    Очень важно взять с собой Евангелие, Псалтирь и молитвослов. После уборки могилки, до поминальной трапезы, необходимо прочесть молитвы. Это будет самая лучшая помощь душам усопших.

    Идя на кладбище, нужно знать, что Христос – победитель смерти, единственное утешение и надежда. Что есть Пасха наша, как не ликование о победе Христа над смертью?! «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало», — поется в пасхальном каноне.

    Именно с этой пасхальной радостью нужно приходить на гробы милых сердцу людей в дни празднования Воскресения Христова. «Христос воскресе!» — говорят в эти дни друг другу верующие люди. Те же слова можно сказать и усопшим, поскольку в них – ожидание будущего восстания и обновления.  

Любинский приход в честь св. прп. Серафима Саровского.

    

* * *

К 2012 г.:

29 апреля - память святых жен-мироносиц.

Православный женский день    

     Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес, а потом эту радостную весть сообщили ученикам Христа и всему миру.

     Нелегка роль женщины-христианки в нашей жизни. Она несет свет Христовой веры миру, отвечает за домашний очаг, принимает активное участие в общественной жизни, несут в своем сердце боль за Россию, за русское Православие, за будущие поколения.

     Русская женщина не может оставаться в стороне, такова ее натура. Да и сама жизнь вынуждает ее быть сильной. Так было всегда. Ведь не про современных и не про советских женщин было сказано: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Эти строки посвящены русским женщинам XIX века.

     С другой стороны, не должно быть перегиба. До революции мужчина занимал определенное место в обществе, женщина вела хозяйство, воспитывала детей. В советское время этот уклад был изменен: женщинам сказали, что семья – не главное. Главное – работа! И два поколения женщин, утратив свою истинную сущность и предназначение, променяли семейную жизнь на карьеру и общественную деятельность. Борьба за равноправие с мужчинами во многом изувечила души русских женщин. Я считаю, что никакого равноправия между мужчиной и женщиной быть не может. Изначально Господь создал нас для разных целей. Мужчина – это кормилец и защитник своей семьи. А женщину Господь сотворил, как смиренную помощницу мужчине, которая должна воспитывать детей, создавать уютный дом, где бы глава семьи мог отдыхать душой и набираться сил.

     Если у женщины есть семья, то, прежде всего, она должна заниматься своей семьей. Это и есть ее идеология. Для нее домашний очаг ‐ и ее передовая, и ее ниша, и ее ответственность перед Богом.

     Миссия женщины – помочь мужчине обрести свое место в жизни. Но и мужчина тоже должен правильно для себя расставить приоритеты. Для него на первом месте должен стоять Господь, потом семья, потом работа. Если он правильно выстроит эту иерархию, то, будет счастливым, а его семья будет благополучной.

     Сегодня роль женщины в России сравнима с тем периодом, когда во время Великой Отечественной войны почти все мужчины ушли сражаться на фронт. Тогда все тяготы жизни легли на женские плечи. И в тылу, и в поле, и в колхозе, и в семье, не покладая рук и, не смея отчаиваться, работали наши женщины. И сейчас все обстоит так же. С той лишь разницей, что тогда на передовой сражались мужчины, а сейчас и на духовной передовой, и в духовном тылу приходится воевать женщинам. ХХ век выкосил лучших представителей мужского населения России. Сначала революция, потом Гражданская война, потом репрессии, потом Великая Отечественная война. В 1990-е годы «перестройка» многих мужчин лишила работы и подтолкнула к пьянству. Русская женщина несет на своих хрупких плечах огромную ношу. И ей, повторюсь, поневоле приходится быть сильной. Хотя я уверен, что многие женщины хотели бы спрятаться за надежную мужскую спину, как это и полагается для православной женщины. Но этот крепкий тыл еще надо обрести. Однако мне кажется, женщина должна быть, прежде всего, женой-мироносицей. И оставаться ею, какие бы испытания ни пришлось ей пройти в жизни.

     От всей души, дорогие женщины, поздравляю вас с этим поистине прекрасным праздником! Желаю мира душам вашим, любви сердечной и всепрощающей, радости и согласия в семьи!    

Священник Владимир Долгов

Назад к списку

 

 

 
Православная библиотека